Всё началось во время
рабства в Бразилии. Рабы перевозились из Африки в Португалию. Там они
работали на плантациях, где сахар и табак были основными посевами и
спрос на рабский труд был велик. За историю работорговли было продано
около 2 миллионов рабов. Рабы были из различных регионов Африки и
поэтому имели разные культуры. Невольников привозили в три основных
порта - Bahia, Recife и Rio de Janeiro.
В Rio и Recife были рабы из разных этнических групп, иногда и из
враждоваших племён, что делало попытку их общего восстания
затруднительным. Большинство рабов в Rio были из племени Bantu, в то
время как, например, в Bahia преобладали уроженцы Западной Африки.
Рабы начали сбегать, и организовали несколько массовых
мятежей. Многие рабы убегали в горы и создавали небольшие сообщества.
Внутри таких сообществ Капоэйра начала приобретать основные формы. Была
разработана и практиковалась техника самозащиты. Рабы, которые были
возвращены на плантации, учили других Капоэйре. В воскресенье у них был
выходной - и в этот день они практиковали Капоэйру. Но на плантациях
через некотрое время Капоэйра была изменена. Музыка, пение, танцы и
ритуалы были добавлены, чтобы скрыть истинное назначение смертельного
боевого искусства.
За 25 лет существования Европейских колоний в Бразилии
было 11 крупных восстаний, кульминацией которых была отмена рабства 13
марта 1888 года. После отмены рабства некоторые экс-рабы возвращались в
Африку, но многие остались в Бразилии. Плантаторов негры больше не
интересовали, как рабочая сила, многие подались в города, и
организовали там трущобы и небольшие деревни. В городах по большому
счёту им нечем было заняться и многие из них содавали криминальные
структуры. Другие, более удачливые и знавшие Капоэйру, были наняты
политиками в качестве телохранителей. Все, кто знал Капоэйру,
рассматривались правительством, как "потенциально опасные".
Основным направлением деятельности этих Капоэрист (людей,
занимающихся Капоэйрой) было разрушение политической жизни страны. В
1890-х весьма влиятельные люди в правительстве занимались Капоэйрой.
Это была угроза для правительства, и президент создал специальные
полицейские подразделения для контроля над ситуацией. Когда эти меры не
увенчались успехом, был введён жёсткий уголовный кодекс. В этом кодексе
10 пунктов были специально посвящены действиям, практике и
преступлениям относительно Капоэйры. Был издан жёсткий закон, который
гласил, что любой человек, знающий Капоэйру, должен быть
экспатриирован. Для приведения этого закона в действие президент
назначил человека по имени Sampaio Ferraz,
у которого была репутация самого безжалостного шефа полиции в истории
Бразилии. Его назначили, по сути, чтобы уничтожить Капоэйру. Что
интересно - Sampaio был сам отличным Капоэристой и был грозой
гангстеров. Подразделения Sampaio изучали Капоэйру, так что они могли
могли противостоять "врагам" на равных. Не встречая серъёзного
сопротивления Капоэрист, а также благодаря поддержке влиятельных людей,
он смог добиться успеха миссии.
Один инцидент окончил неутомимые поиски Капоэрист. Sampaio арестовал человека по имени Juca Reiz,
дворянина, за практику Капоэйры и потребовал, чтобы тот был
экспатриирован. Это вызвало негодование в правительстве среди
президентского кабинета министров, поскольку отец Juca был влиятельным
человеком и был уважаем многими политиками. Президент срочно собрал
совет, обсуждение шло 18 дней, после чего два члена кабинета министров
подали в отставку и Juca был экспатриирован. После этого случая
поведение Капоэрист изменилось. Но это изменение было в их пользу.
Оппозиция в правительстве создала чёрную милицию, чтобы противостоять
президенту. Эта милиция состояла исключитаельно из Капоэрист и они
сеяли страх в столице. Полиция была бессильна против них, ситуация
стала критической, поскольку Бразилия готовилась к войне с Парагваем.
Чёрная милиция была послана на фронт, и вдруг бандиты стали
национальными героями. Капоэйра входит в другую фазу своей истории...
Закон, запрещающий практику Капоэйры, всё ещё действовал
вплоть до 1920 года, и Капоэристы из Bahia всё ещё подвергались
гонениям со стороны шефа полиции Pedro de Azevello Gordilho.
Он интенсивно использовал кавалерию и считался врагом № 1 Капоэйры в
Bahia. Под сильным давлением по всей стране Капоэйра стала менее
агрессивной и была замаскирована под "народный танец". В тайных
убежищах Капоэристы делали всё возможное, чтобы сохранить свои
традиции, и под видом народного искусства, сделали её более приемлимой
для общества. В эти годы для Капоэристы было обычным иметь два-три
прозвища. Полиция знала всех Капоэрист именно по этим прозвищам, а не
по реальным именам, следовательно, их было труднее арестовать. (Эта
традиция живёт и по сей день, когда люди проходят "посвящение", им дают
прозвища). В 1930 году мэстрэ Bimba
(Manoel dos Reis Machado), один из наиболее видных мастеров Капоэйры,
получил приглашение от президента продемонстрировать своё искусство в
столице. После успешного выступления, он возвращается домой, и, с
разрешения правительства, открывает первую формальную школу Капоэйры в
Бразилии в 1932 году. Это был первый шаг в основании официальной
Капоэйры и год спустя сенат издал указ о присвоении Капоэйре статуса
национального спорта. Капоэйра продолжала развиваться и вскоре
распространилась по всему миру. Она и сейчас растет, посредством
практики и средств массовой информации. Мэстрэ Bimba стал основателем
стиля Капоэйры Regional (Luta Regional
Baiana). Стиль был создан в ответ на опасности улиц двадцатых годов.
Regional сосредоточен на боевых аспектах искусства. Мэстрэ Bimba хотел
узаконить Капоэйру, как форму самозащиты, атлетическую игру, улучшающую
технику движений и создающую последовательности тренировки. Он
использовал технику грубого танца-боя, которому его обучил отец Luiz Candido Machado. Главным новшеством, придуманным мэстрэ Bimba, было cintura desprezada,
что означает небрежное ипользование талии в бросках с лёгкостью.
Применение этой техники заключается в последовательности акробатических
бросков, которые изучающие должны проделать без чьей-либо помощи для
преодоления страха падения.
"Когда вы делаете Martelo, бейте собственной ногой до перелома, когда вы кидаете в Galopante,
бейте собственной рукой до перелома, когда вы бросаете кого-нибудь
головой об пол, делайте так, чтобы в цементе осталась дырка..." -
Мэстрэ Бимба.
Пока никто не отрицает огромное влияние Африки на
Капоэйру, но никто не нашёл схожие с Капоэйрой формы в Африке. Всё, что
написано по данному вопросу, является предположением. Самая ранная
историческая запись, относящаяся к Капоэйре, датируется приблизительно
1770-м годом, это уже после установления рабства в Бразилии. Никаких
дальнейших записей не обнаружено вплоть до ранних 1800-х, в виде
полицейских записей из Рио де Жанейро.
"Капоэйра - всё, что рот ест..." - Мэстрэ Pastinha.
Капоэйра имеет много названий - Capoeira
Regional, Capoeira Angola, jogo de Capoeira, brincaderia de Angola,
roda de Capoeira, capoeiragem, malandragem, vadiacao.